С 5 апреля 2011 года в течение трех недель посетители выставки Марка Шагала «Библейские сюжеты», открывшейся в выставочном зале «Манеж», смогут в полной мере ознакомиться с литографическими работами мастера. Неизвестный объект
Выставка. Марк Шагал «Библейские сюжеты», Казань, Казанский кремль, Выставочный зал «Манеж», апрель 2011
Общий тираж библейской серии Шагала составляет две тысячи экземпляров. Но следует отметить, что в каждом листе присутствует частичка индивидуальности мастера. И «виной» тому — литография, способ изготовления. Оттиски никогда не повторятся на сто процентов, всегда есть нечто особенное, неповторимое-то что отличает одну литографию от другой. Каждый лист художник тщательно изучает, и если качество оттисков его устраивает, ставит свою по подпись и № каждого оттиска тиража. После того как тираж напечатан, все формы разбивают.
Чтобы представить все работы мастера этой серии для экспонирования по городам России, компания ООО «Арт-регион» объединила два комплекта работ из трех собраний немецких коллекционеров. Два комплекта потребовалось из-за того, что листы с картинами двусторонние. Для защищенности работы закрыты антибликовым стеклом, на которое, к тому же, нанесены цитаты из Библии. Цитатами литографии — иллюстрации к Ветхому Завету «обросли» при подготовке к экспонированию в России, благодаря усилиям сотрудников «Арт-региона». Изначально свои работы Шагал лишь называл.
В выставочном зале, ненавязчиво звучит мелодия, написанная Романом Рязанцевым специально для выставки. Она создает особую атмосферу. Впрочем музыкальное сопровождение, лишь поддержка. Основная нагрузка лежит разумеется на картинах. И именно они создают атмосферу чистоты и искренности экспозиционного пространства. Сохранить детскость, чистоту и раскрепощенность в своем творчестве, пронести через всю жизнь дано не каждому художнику. «Видеть мир особыми глазами, как будто только что родился» — кредо Марка Шагала.
Несмотря на то, что литографии выполнены во Франции, в первую очередь выделяется русскость картин. Возникает параллель с русской иконой и лубком. Лубок — по подаче материала, а икона — по цветовому решению.
«Народное искусство, хотя я его всегда любил, удовлетворить меня не могло. Народное искусство бессознательно, оно исключает совершенствование, цивилизацию. А меня всегда влекло к рафинированному искусству» — Марк Шагал. Я думаю, что при написании картин художник быть может интуитивно, а вполне возможно, что и по каким-то особым, только ему известным формулам подбирал краски для написания библейских образов.
В иконописи приняты следующие толкования основных цветов:
Красный — один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения — победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа; Зеленый цвет — природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления; Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное; Белый цвет — символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты; Коричневый — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного; Черный цвет — цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры — символы могилы — и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны.
С помощью цвета и пластики Марк Шагал эмоционально и ярко обрисовал библейские сюжеты, воплотив на бумаге земное и небесное начала.
В цветной литографии восхищает техника их изготовления. Ведь для каждого цвета необходим новый камень. И при этом передается живость штриха, экспрессивность манеры М.Шагала, его пластичность. Цветные литографии Шагала как-будто наполнены воздухом. При осмотре же черно-белой литографии, я испытала некоторые затруднения. Да, красиво и виртуозно нанесено изображение, но как эти литографии увязаны с Ветхим Заветом? Без знаний Библейских сюжетов, похоже здесь не обойтись!
Фото №139475. НИМРОД, Париж, 1960Литография
«...сей [Нимрод] начал быть силен на земле; он был сильный зверолов
перед Господом [Богом], потому и говорится:
сильный зверолов, как Нимрод...».
(Первая книга Моисея Бытие 10,8-9) Литография. Марк Шагал «Нимрод»
На литографии изображена рука и лук. Эту работу можно отнести к картинам, обозначающим некий поступок. Обратимся к мифологии: В мусульманской мифологии Нимрод (Немврод) — образ тирана. Потерпев неудачу в строительстве Вавилонской башни, он поднимается на небо в ящике, который несут четыре орла. Когда земля скрывается из глаз, Нимрод пускает стрелы в сторону неба. Архангел Джибраил (Гавриил) возвращает эти стрелы обратно, предварительно вымазав кровью. Немврод считает, что ранил Бога. Ангел предлагает ему искупить свои грехи, но Немврод в ответ предлагает Богу вступить с ним в единоборство. Однако люди Немврода рассеяны тучами комаров. Один из комаров проникает в ноздри Немврода и сорок лет мучает его.
Литография. Марк. Шагал «Справедливость»
Данную литографию можно трактовать многими эпизодами из Библии, так как это некое вечное понятие. Иеремия один из четырех великих ветхозаветных пророков. В 15 лет Господь определил его быть пророком, обещал всегда быть с ним и охранять его (Божественное покровительство). Жизнь пророка была нелегкой. За пророчества его часто избивали. Умер он побитый камнями, но ни на миг не усомнился в вере своей, не зароптал.«Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня» (Псалом 118:75). Получает обратное покровительство.
Руфь
Среди литографских картин М.Шагала встречается много сюжетов, связанных с Руфией. Хотя в Ветхом Завете история этой женщины занимает немного места. «Потеряв мужа и сыновей Ноеминь, вдова покойного Елимелеха, решила вернуться на свою родину, в землю своих отцов. Одна из ее невесток, по имени Руфь, не захотела расстаться с ней, пожелав стать для нее опорой и поддержкой в старости. На все уговоры Ноемини остаться, Руфь твердо отвечала: „Где будешь жить ты, там и я, твой народ будет моим народом, твой Бог — моим Богом; одна смерть разлучит нас с тобою“. Придя в землю израильскую, женщины поселились в городе Вифлееме. Вначале они питались колосьями, которые Руфь подбирала на сжатых полях. Этого им хватало на пропитание, ведь закон, данный Богом иудеям, предписывал им оставлять часть урожая не собранным. „Когда будешь жать жатву на земле твоей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; оставь бедному и пришельцу“.
Фото №139481. РУФЬ В НОГАХ У ВООЗА, Париж, 1960Литография
«В полночь Вооз содрогнулся, приподнялся, и вот,
у ног его лежит женщина».
(Книга Руфи 3,8) Фото №139487. РУФЬ и колосья, Париж, 1960Литография
«И сказала Руфь Моавитянка Ноемини: пойду я на поле и буду подбирать
колосья по следам того, у кого найду благоволение».
(Книга Руфи 2.2) Так заботился Господь о каждом нуждающемся, так заботилась Руфь о своей свекрови, ставшей ей матерью. „Такая сноха лучше семи сыновей“, — говорили о Руфи, слава о ее добродетели разносилась по всему Израилю.
Господь не оставил преданную веру Руфи без вознаграждения. Вскоре он дал ей любящего мужа и славное потомство. У израильтян существовал такой обычай: если кто-нибудь умирал, не оставив детей, то ближайший родственник должен был жениться на вдове умершего. В таком случае, женщина не умирала одинокой и бездетной, ведь бездетность в ветхозаветные времена считалась большим несчастьем и знаком Божьей немилости.
Фото №139499. КОЛОСЬЯ, Париж, 1960Литография
«Она пошла, и пришла, и подбирала в поле колосья позади жнецов».
(Книга Руфи 2,3) Фото №139493. РУФЬ, СОБИРАЮЩАЯ КОЛОСКИ, Париж, 1960Литография
«Так подбирала она на поле до вечера и вымолотила собранное...
(Книга Руфи 2,17) В те времена в Вифлееме жил богатый человек по имени Вооз, родственник умершего мужа Руфи. Восхищенный добродетелью моавитянки, ее благочестием, Вооз женился на ней согласно этому обычаю. Господь благословил этот брак. У Вооза и Руфи родился сын Овид…».
В «Библейских сюжетах» Марк Шагал в искренней наивной форме рассказал о торжестве справедливости, надежде, любви и других общечеловеческих понятиях, которые остаются догмой, не взирая на время и принадлежность человека, к какой-либо конфессии. Напоследок отмечу, что Марком Шагалом создано огромное число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий — иудаизма и христианства: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.